Согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting основных тенденций и перспектив развития российского рынка международных каналов связи, к 2021 г. общий спрос на международные каналы связи в России превысит 28 Тбит/с и вырастет за период 2011–2021 гг. более чем в 20 раз.
Развитие рынка международных каналов связи в значительной степени определяется положением страны в международном разделении труда, ролью в ее экономике отечественных и международных транснациональных корпораций, общим экономическим развитием и степенью проникновения различных услуг связи и, в первую очередь, широкополосного доступа в сеть Интернет. Помимо этого важную роль играет географическое расположение страны по отношению к исторически сложившимся транспортным и коммуникационным потокам.
В отношении России можно выделить следующие основные факторы спроса на международные каналы:
- Потребность российских операторов в каналах связи до международных точек обмена интернет-трафиком и концентрации различных видов контента (видео, игры и т. д.). Ввиду иерархической структуры обмена международного интернет-трафика подобный спрос существует со стороны операторов ряда стран, нуждающихся в соединении с российским сегментом сети Интернет.
- Потребность российских компаний и государственных структур в услугах связи со своими зарубежными офисами и, соответственно, аналогичный спрос со стороны зарубежных операторов связи по организации каналов связи для своих транснациональных клиентов и учреждений международного характера.
- Пропуск транзитного международного трафика через территорию России глобальными операторами связи.
Важнейшие тенденции рынка
Общая задействованная международная емкость состоит из двух основных компонентов — емкость, задействованная под интернет-сети, и собственно аренда выделенных международных каналов. Следует отметить, что для оценки российского рынка международных каналов сегмент интернет-емкости имеет большое значение, так как не у многих операторов есть собственные кабельные системы в Европе, куда ориентирован основной поток трафика из страны, и соответственно они вынуждены арендовать требуемую емкость у других операторов.
По данным TeleGeography, в 2011–2016 гг. общий спрос российских операторов на международные соединения с глобальной сетью Интернет вырос с 1,6 до 6,5 Тбит/с (см. диаграмму). При этом основные точки обмена расположены во Франкфурте (Германия), Стокгольме (Швеция), Киеве (Украина), Амстердаме (Нидерланды), Лондоне (Великобритания).
Задействованная емкость российских операторов до международных точек обмена трафиков в 2011-2016 гг. (в Тбит/с)
Источник. TeleGeography
Из приведенных выше оценок видно, что основным географическим направлением для международных каналов является направление на Европу через страны Скандинавии. Данный маршрут обладает развитыми магистральными сетями, принадлежащими крупным глобальным игрокам. Российские операторы тоже построили здесь свои собственные сети на основе аренды темных волокон (неиспользуемых для передачи данных волокна оптического кабеля, прокладываемые в качестве резерва на случай выхода из строя основных волокон). В результате данный маршрут обеспечивает минимальные цены и через него идет основной поток трафика Интернета.
Другим важным направлением является Украина и Беларусь. Украинский маршрут развился благодаря хорошим конкурентным условиям вследствие наличия нескольких операторов, обладающих магистральными сетями в стране. Белорусский маршрут преимущественно использовался российскими операторами связи для прохода в Калининградскую область. В последнее время повышенный интерес к белорусскому направлению имеет место из-за его короткого пути и малой задержки сигнала. Оба направления активно начали использоваться для транзита трафика между Европой и Азией.
Исторически Россия всегда являлась транспортным и коммуникационным мостом между Европой и Азией. Сегодня все российские операторы наземного маршрута Европа — Азия важнейшим фактором премиальности своего маршрута называют кратчайшее расстояние и соответственно минимальную задержку сигнала. Более того, влияние этого фактора за последние годы возрастает, и он стал одним из важных факторов выбора поставщика на данном маршруте. На стороне операторов наземного маршрута Европа — Азия играет география, другие маршруты объективно длиннее и проигрывают по величине задержки.
Другим важным аспектом является необходимость резервирования подводных кабельных систем для критически важного трафика. Несмотря на обилие подводных кабелей, идущих из Европы в направлении Персидского залива, Индии и стран Юго-Восточной Азии, все они сходятся в Красном море и узких коридорах на территории Египта. Данный регион связан с интенсивными морскими перевозками и находится в сейсмоопасной зоне. Следует также не исключать из рассмотрения политические аспекты в регионе. Район Красного моря (особенно Йемен), север Африки (включая Египет), страны Ближнего Востока являются территориями, подверженными затяжным военным конфликтам и действиям террористов. В перспективе пяти лет данные проблемы вряд ли будут разрешены до конца, и возможности наземного маршрута транзита телекоммуникационного трафика через Россию останутся востребованными.
В целом, по мнению J’son & Partners Consulting, стабилизация экономики России приведет к позитивному росту телекоммуникационного рынка, при этом ежегодные темпы прироста доходов на рынке международных каналов связи в период 2017–2021 гг. будут в пределах 10%. Основными точками роста будут транзит Европа — Азия, сети операторов стран СНГ (Беларусь, Украина и Казахстан).