По данным «Лаборатории Касперского», в 2022 году продолжился рост числа фишинговых атак на бизнес. При этом мошенники становятся все более изобретательнвми.

Наиболее часто злоумышленники целились в сотрудников отделов кадров и финансов. Популярная приманка — письма с темой «Ваша почта переполнена» или уведомлением о необходимости сменить пароль. Причём, если в 2021 г. такие письма приходили от якобы сторонних сервисов, что могло больше настораживать, то в 2022-м тренд сменился: сотрудники стали получать письма от будто бы внутренних подразделений компании.

Новая тенденция 2022 г. — всплеск фишинговых писем, в которых ссылка содержится не в теле письма, а в приложенном html-файле. Таким образом атакующим проще достигать своей цели. Защитные продукты легче обнаруживают и с большей вероятностью успешно заблокируют ссылку в теле письма, а вот ссылку, находящуюся в файле, детектировать сложнее.

Сохраняют популярность и более хитрые схемы. Это, например, BEC-атаки*, в которых злоумышленники вступают в переписку с сотрудником компании с целью завоевать его доверие и убедить выполнить действия, идущие во вред интересам организации или её клиентам. Зачастую в таких атаках используются взломанные аккаунты сотрудников или адреса, которые визуально похожи на официальные адреса компании, но отличаются несколькими символами. Эксперты «Лаборатории Касперского» фиксировали как просто единичные письма якобы от руководителей, так и более сложные схемы, например, когда атакующие вклиниваются в уже начатую деловую переписку.

Значительно выросло число вредоносных рассылок. Злоумышленники тщательно прорабатывают такие письма, зачастую используют спуфинг в домене отправителя — делают его похожим на реальный. В 2022 г. такие рассылки активно подделывали под деловую переписку. Опасность в таких рассылках находится во вложениях. Как правило, эти документы содержат вредоносные макросы.

Что касается спама, его доля в 2022 г. ежемесячно в среднем оставалась примерно на уровне 50% от общего объёма входящих в электронной почте. В России число вредоносных спам-писем за три первых квартала 2022 г. оказалось больше, чем в аналогичный период 2021-го, примерно в 1,75 раза.

Что же рекомендуют эксперты для предотвращения подобных атак?

  • обучать сотрудников не открывать и не отвечать на подозрительные сообщения, а также не выкладывать в открытый доступ конфиденциальные данные и не делиться слишком большим объемом информации о своей работе с широким кругом людей;
  • использовать решения с продвинутыми антиспам- и антифишинговыми технологиями;
  • повышать уровень цифровой грамотности сотрудников.

Как видим, здесь нового креатива не прослеживается. А может он просто и не нужен. Надо просто выполнять обычную гигиену безопасности.

* BEC-атака — атака, при которой злоумышленник получает доступ к корпоративной учетной записи электронной почты, чтобы при помощи методов социальной инженерии обмануть получателей писем.