Сегмент плоских телевизоров (плазменных и жидкокристаллических) в группе средств визуализации можно с уверенностью считать наиболее успешным.

В течение 2008 г. рынок плоских телевизоров продолжал быстро расти, показав по итогам года более чем впечатляющие объемы продаж: почти 5 млн устройств на сумму около 5 млрд долл. И если по продажам в натуральном выражении телевизоры еще уступили мониторам, то в денежном обогнали их просто безнадежно, что и неудивительно при почти пятикратном превышении по средней стоимости. При существующих трендах и макроэкономической ситуации плоские телевизоры уже в этом году в продажах по штукам могут сравняться с мониторами, а в будущем — однозначно их обгонят, даже при самом оптимистичном (для мониторов) сценарии. (Хотя в чуть более отдаленном будущем нас ждет конвергенция технологий и значительное слияние данных рынков в домашнем сегменте).

Такое заключение базируется на очень высокой потенциальной емкости рынка плоских ТВ, мало уступающей потенциальной емкости рынка ПК. При этом рынок компьютеров более «стар» и уже находится в фазе «плато», а объемы продаж телевизоров, напротив, продолжают быстро расти и до насыщения тут еще достаточно далеко: даже несмотря на кризис, в 2008 г. прирост продаж превысил 50%.

Отметим, что прогноз компании ITResearch, данный осенью 2007 г. на 2008 г., оправдался с очень хорошей точностью: тогда компания прогнозировала продажи 4,5 млн ЖК-телевизоров и 300 тыс. — плазменных, суммарно 4,8 млн (факт — 4,9 млн), т. е. попадание очень хорошее. Но ЖК было продано несколько меньше, а плазмы — больше.

Отличие прогноза от реальности произошло только вследствие одного непрогнозируемого фактора, а именно, — начавшейся «каннибализации» между этими двумя классами продукции. Дело в том, что до недавнего времени плазма показывала худшие темпы роста: производители теряли интерес к «неперспективной» технологии, а потребители начинали видеть ее только в качестве нишевого решения — большие экраны для домашних кинотеатров. Однако в начале 2008 г. вендоры вывели на рынок очень дешевые плазменные панели с маленькой диагональю, что позволило им стать очень конкурентными на рынке «обычных» телевизоров. Многим потребителям не важна технология, для них, в особенности в тяжелые времена, превалирующим становится ценовой фактор. Соответственно, плазма вышла из ниши и «отъела» часть рынка у ЖК-устройств (особенно в IV квартале). Вместе с тем сомнительно, чтобы данная тенденция стала устойчивой — все больше производителей уходят от плазмы. Кроме того, у ЖК-технологии есть еще существенный запас по снижению стоимости.

Собственно, динамика технологической структуры сегмента плазменных ТВ является прямым подтверждением вышеизложенного. Несмотря на «традиционный» тренд, заключающийся в росте продаж больших диагоналей, в 2008 г. наибольшее развитие получили именно 32-дюйм аппараты, единственным преимуществом которых являлась ценовая доступность. Во многом благодаря этому средневзвешенная стоимость «плазмы» снизилась за год сразу на 730 долл.

На рынке ЖК-телевизоров наблюдается неуклонный рост диагонали самых продаваемых аппаратов. Если в 2003 г. ТВ с диагональю 32+ дюймов было всего около 6%, то по итогам 2008 г. их доля превысила 60%. Закономерно меняются и форматы телевизоров. Рынок ЖК-ТВ зарождался на основе рынка ЭЛТ-телевизоров, подавляющая часть которых имела стандартный формат. Однако чем далее, тем этот сегмент отходил от «прародителя» и насаждал собственный формат — широкий. Теперь широкоформатные телевизоры уже абсолютно доминируют, оставив на долю «стандартных» мизерную долю небольших аппаратов «на кухню» .

Безусловными фаворитами остались 32-дюйм модели с долей рынка почти 40%. Наиболее активный рост наблюдался в сегменте аппаратов Full HD (1920×1080) с диагональю от 32 до 70 дюймов, их доля по итогам года достигла почти 14% в натуральном выражении и более четверти рынка — в деньгах.

Изменения на рынках приводят к переориентации продуктовой политики ведущих вендоров, для которых в большинстве случаев оба сегмента являются «профильными». В сегменте плазменных ТВ быстро растет концентрация вокруг всего нескольких производителей, что приводит к снижению интенсивности конкуренции. Сегмент ЖК-ТВ, как более «молодой», пока не столь монополизирован, но здесь также наметилась тенденция к концентрации рынка.

Несмотря на то что лидером плазменного рынка по итогам года опять стала марка Panasonic, компании LG и Samsung ощутимо сокращают отставание. Всего на долю лидирующей тройки пришлось почти 83% продаж.

В сегменте ЖК-ТВ по данным ITResearch вновь лидирует Samsung, в ведущую группу поставщиков здесь также входят компании* BBK, LG, Philips, Panasonic, Sharp, Sony и Toshiba.

*Компании перечислены в алфавитном порядке.

Подробнее о структуре продаж на российском рынке плоских ТВ и других средств визуализации см. «Бестселлеры IT-рынка», № 2, 2009.