В 2008 г. на российском рынке компьютеров было реализовано чуть более 10 млн единиц техники, включая продажи настольных ПК, ноутбуков, нетбуков и серверов стандартной архитектуры. От этого количества немногим более 58,8% пришлось на стационарные ПК; 39,4% — на мобильные, из которых около 5% — это нетбуки; на серверы пришлось традиционные в последнее время для этого сегмента 1,8% продаж.
Если включить все четыре подсегмента, рост по отношению к 2007 г. составил 6,7% в натуральном выражении. Но и отбросив нетбуки (каковых в 2007 г. еще просто не существовало), суммарный годовой рост только по привычным группам продуктов все равно остается в положительной зоне — 1,5%.
Однако любопытнее взглянуть на динамические составляющие сегментов компьютерного рынка в первом и втором полугодиях по отдельности.
Самый «старый» сегмент — десктопы — в начале года еще сохранял небольшие положительные значения динамики (чуть больше 4%), хотя в предшествующие периоды настольные ПК росли по 9-10% в год.
Стандартные ноутбуки (нетбуки мы в данном случае вообще не затрагиваем) сохраняли в первом полугодии впечатляющие темпы роста — более 60%. В 2007 г. этот сегмент так примерно и рос — в коридоре 60-65%. Также весьма неплохо — почти на 30% — росли в начале того года серверы, что лишь немногим ниже 35% годом ранее.
Прогнозные значения в конце первого полугодия давали динамику по десктопам на уровне всего 1-2%, но все же это по-прежнему был бы небольшой рост. Ноутбуки предположительно сохранили бы темп на уровне 60%, может чуть меньше. И серверный сегмент вряд ли бы опустился ниже 25%, скорее как раз был бы выше. Понятно, что этим планам не суждено было сбыться. Сегмент ноутбуков — единственный, в котором еще сохранялась положительная динамика роста, однако она оказалась на 40 процентных пунктов ниже привычной. Нетбуки в IV квартале положения еще не спасали — в конце года продажи в этой подгруппе снизились до уровня ее старта как товарной категории, т. е. до показателей весны 2008.
Сегмент стандартных ноутбуков теоретически имел большую прочность за счет изначально великолепной динамики. Но течение кризиса резко притормозило полет и этого сегмента. На самом деле положение с ноутбуками оказалось даже хуже, чем с десктопами. Во-первых, это в большей степени розничный товар, а что происходило с розницей, все хорошо помнят. Во-вторых, в отличие от десктопов это товар в основном импортируемый. Здесь и роль курсовой разницы валют влияет более прямо, так как касается конечной продукции, а не комплектующих, как в случае со сборкой настольных ПК. И роль канала поставок, дистрибьюторских схем ощутимо больше, о чем также сказано в предыдущем разделе. В результате в IV квартале темпы роста ноутбучного сегмента оказались уже отрицательными в годовом исчислении: -5,5%.
В целом продажи ноутбуков во втором полугодии относительно первого, конечно, выросли (на 35%), но это далеко не та динамика, что в обычный год. Однако особенно интересны продажи ноутбуков экономичной группы. Они подросли лишь немногим больше среднерыночных показателей. И кстати, их доля в продажах росла на протяжении года, а в кризисный квартал как раз опустилась. В ход опять пошли среднеценовые модели, которые по отгрузкам снова вышли на лидирующие позиции. То есть и здесь о быстром удешевлении массового спроса речи пока не шло.
Наоборот, в массовом сегменте (15-дюйм ноутбуки) поначалу имел место такой эффект: бюджетный потребитель «отвалился» сразу, а более продвинутый еще не приступил к глобальной экономии, за счет чего спрос даже начал смещаться в сторону большей функциональности. (Впрочем, ненадолго.)
Но особенно снизилась доля мини-ноутбуков. В последнем случае очевидна роль нетбуков: просто самим фактом своего появления они заместили дешевые модели 12-дюйм ноутов. Это единственный класс, где товарозамещение со стороны нетбуков было проявлено изначально. В основном же последние продавались как дополнительное оборудование.
Средняя цена на мобильные компьютеры продолжала снижаться на протяжении всех кварталов, как это происходило и в предыдущие годы. По 2008 г. в целом средневзвешенная цена составила 1090 долл., годом ранее — 1150. Но по абсолютным объемам продаж в денежном выражении мобильный сегмент впервые обошел стационарные ПК по итогам года.
Подробнее о структуре продаж на российском компьютерном рынке см. «Бестселлеры IT-рынка, № 2, 2009».