Бренд-консалтинговое агентство Interbrand опубликовало 5 октября свой ежегодный, уже 16-й по счету, список топ-100 самых дорогих брендов мира.
До 2013 г. безоговорочным лидером рейтинга был бренд Coca-Cola. Три года назад впервые сотню возглавила марка Apple и удерживает лидерство третий год подряд. Сейчас ее стоимость составляет, по версии Interbrand, $170,276 млрд, что на 43% больше, чем годом ранее. Рыночная капитализация компании Apple на закрытии торгов в пятницу, 2 октября, равнялась почти 629,5 млрд долл. (По подсчетам Fortune, опубликованным несколько дней назад, капитализация Apple на 1 марта составляла 724,773 млрд долл.) Таким образом, если ориентироваться на расчеты Interbrand, стоимость самого бренда составляла 27% всей рыночной стоимости компании.
Марка Coca-Cola сейчас занимает только третье место с $78,423 млрд, причем за год некогда самый дорогой бренд мира подешевел, по версии Interbrand, на 4%.
Всего в первой десятке помимо Apple присутствуют бренды еще пяти компаний, которые можно назвать технологическими: Google ($120,314 млрд; +12% к прошлому году; 2-е место), Microsoft ($67,67 млрд; +11%; 4-е место), IBM ($65,095 млрд; —10%; 5-е место), Samsung ($45,297 млрд; 0%; 7-е место) и Amazon ($37,948 млрд; +29%; 10-е место). Отметим, что компания Samsung сохранила 7-е место, на которое поднялась год назад.
Наибольший прирост за год показал бренд Facebook. Его стоимость, по подсчетам Interbrand, выросла на 54%, до $22,029 млрд. Марка самой популярной социальной сети мира теперь занимает 23-е место. В этом году в топ-100 вошли пять новичков, среди них PayPal ($4,251 млрд) и Lenovo ($4,114 млрд). Эти марки занимают соответственно 97-е и 100-е места.
Российские бренды никогда в глобальный рейтинг агентства Interbrand не попадали, поскольку ни один из них не соответствуют методике: владелец марки должен вести бизнес минимум на трех континентах, причем не менее трети выручки компания должна получать за пределами родной страны.
Но свой рейтинг самых дорогих российских брендов несколько лет выпускал московский офис Interbrand, который периодически публиковал топ-40. Последний раз он вышел в ноябре 2013 г. Тогда вторую строчку заняла компания МТС с 192 млрд руб. ($6,022 млрд), третью — «Билайн» c 155,473 млрд руб. ($4,873 млрд). Если бы эти марки отвечали критерию глобальности, как это понимает Interbrand, то они по своей стоимости проходили тогда в топ-100. Однако в прошлом году московский офис Interbrand закрылся.
* Как считался рейтинг: Агентство Interbrand оценивает стоимость брендов по собственной запатентованной методике. Обязательное условие — компания-владелец бренда должна раскрывать свои финансовые показатели и быть публичной. Специалисты Interbrand вычисляют долю прибыли бренда в нематериальных активах компании, силу бренда и риски, с ним связанные. Предполагается, что чем сильнее бренд, тем риски меньше.